Стихи ахматовой лирика

Ахматовой на уроках литературы. Ахматовой на уроках литературы. XI класс ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008 ИСТОЧНИК: c © Она внесла свой особенный, неповторимый вклад в развитие отечественной поэзии, заслуги ее бесспорны, а творчество увлекает современных юношей и девушек. К сожалению, учитель- словесник при всем желании не сможет выделить на изучение ахматовской лирики более трех учебных часов, а потому систему уроков можно построить следующим образом: 1-й урок. Поэтическое вступление к теме. Послеоктябрьская лирика Анны Ахматовой. Драма поэта и народа и ее отражение в поэме "Реквием". Война и послевоенные годы. Итоги жизни и творчества. Непосредственное художественное впечатление от стихов Ахматовой позволит углубить восприятие ее лирики. С этой целью учитель дает опережающее задание к первому уроку: подготовить выразительное чтение понравившихся стихов поэтессы, причем не следует требовать сразу же чтения наизусть, можно читать и по книге. Это позволяет выяснить, какие темы ахматовской лирики привлекают учеников. По окончании чтения следует прокомментировать выбор стихов и оценить выразительность исполнения, отметив наиболее удачно прозвучавшие стихи, но важно при этом не навязывать своего мнения. Поэтому завершит эту часть урока выразительное чтение учителя: прочитав 2-3 стихотворения, надо стр. После того, как прозвучали стихи поэтессы, заранее подготовившиеся ученики делают небольшие сообщения о жизни и творчестве Ахматовой дооктябрьского периода: "Детские годы", "Юность и начало поэтического творчества", "Анна Ахматова и Николай Гумилев". Для подготовки ученических сообщений на этом и последующих уроках рекомендуется использовать книгу Павловского "Анна Ахматова" Учитель комментирует, дополняет и оценивает сообщения, после чего переходит к основной части урока - рассмотрению ранней лирики Ахматовой, подчеркнув, что главная тема ее юношеских стихов - любовь. Об этом свидетельствуют сами названия лирических произведений: "Сжала руки под темной вуалью. Но наряду с изысканностью чувства, в поэзии Ахматовой большое место занимает вещный, предметный мир, подробности и детали повседневного быта. Это создает особую, неповторимую атмосферу стиха. Предметы каждодневного существования, обыденные человеческие действия выступают как фон, на котором разворачиваются любовные драмы лирических героинь. Далее выразительно прочитывается и анализируется стихотворение "Сжала руки под темной вуалью. Какого художественного эффекта позволяет достигнуть подобное чередование? По окончании анализа следует указать, что драматургическое начало входит в лирику Ахматовой, придавая ей особую напряженность и выразительность звучания, приближая ее к живой жизни. Судьбы лирических героев решаются в ходе движения сюжета, ощущается внутренний ритм, с каждой строкой повышается интонация. Драматизм содержания влечет за собой и драматическую форму: в стихотворении чередуются диалог и монолог, что придает зримость совершающейся на наших глазах драме. Финал лирического сюжета напоминает последний акт трагедии по напряженности действия. Причем изобразительные средства, используемые в стихотворении, отличаются лаконизмом известной скупостью, глубина переживаний героев и сложность их отношений вложены поэтессой в жест и действие: "я сбежала, перил не касаясь", "задыхаясь, я крикнула", "улыбнулся спокойно и жутко" и т. Затем ученики обращаются к тематически близкому стихотворению "Песня последней встречи": - Как рисует поэтесса душевное состояние героини? Какими деталями подчеркивает его? В "Песне последней встречи" перед нами снова разворачивается психологическая драма героини. По художественной форме это внутренний монолог, разговор с собой; диалог с воображаемым партнером придуман героиней, а слова его слышатся "между кленов", и поэтессе хотелось бы ответить на. Эти скупые детали раскрывают душев- стр. Завершается эта часть урока выразительным чтением стихотворений "Муж хлестал меня узорчатым. После выполнения заданий следует обобщение учителя. Лирические героини Анны Ахматовой предстают в самом разном обличье, но роднит их одно - несчастливая женская судьба. В стихотворении "Муж хлестал меня узорчатым. Часто разные по лирическому тону стихотворения стоят рядом, представляя на суд читателя разные портреты лирических героинь. В поэзии Анны Ахматовой часто совмещаются противоположные начала: прихотливые изгибы чувства, тончайшие психологические переживания, обостренное внимание к оттенкам красок, состояниям человеческой души, стремление запечатлеть, "остановить" мгновение. За пределами тесного круга ахматовских строф вырастает обширный мир переживаний и событий, поэтесса раскрывает движение человеческой души в маленьком лирическом стихотворении, иногда даже в отдельной строфе. Чаще всего Анну Ахматову привлекают изменения, совершающиеся в глубинах человеческого сердца, еще не определившиеся, а только наметившиеся, едва уловимые сочетания противоположностей. Главное в ранней поэзии Ахматовой - это ощущение неспокойности мира, предчувствие грядущих бурь и катастроф. Все это определяет глубинную трагичность ее лирики, ощущение хрупкости счастья и человеческой жизни. Особый разговор должен состояться и о роли А-С. Пушкина в творчестве поэтессы. В классе прочитывается стихотворение, написанное в Царском Селе, "Смуглый отрок бродил по аллеям. Каким вы представляете себе разговор двух поэтов? Продолжая тему Ахматовой и Пушкина, можно порекомендовать для выразительного чтения на уроке стихотворения поэтессы, по-своему переосмыслившей пушкинские сюжеты, - "Царскосельская статуя" и "Вновь подарен мне дремотой. Что же касается цикла "В Царском Селе", то он подробно охарактеризован в статье Свенцицкой ""В Царском Селе" Анна Андреевна Ахматова была не только поэтом, но исследователем-пушкинистом, размышляла о творчестве Пушкина в своих статьях - "Слово о Пушкине", "Пушкин и дети", "Каменный гость" и др. Особенно сильное впечатление оставляет последняя из упомянутых статей, в которой поэтесса рассуждает об эволюции таланта Пушкина, о движении его к реализму, совершенстве драматургической манеры, сопоставляет пушкинского Дона Гуана с подобными героями Моцарта и Мольера. Можно порекомендовать ученикам познакомиться с этой статьей, которая отличается глубиной ос- стр. Заканчивая первый урок, учитель дает домашнее задание: - Подготовить краткие сообщения о жизни и творчестве поэтессы в 20-40-е гг. В начале 2-го урока проводится краткое повторение ранее изученного литературного материала по вопросам учителя: - Каков был круг интересов молодой Анны Ахматовой? Расскажите о происхождении ее литературного псевдонима. Как они были приняты читателями? Второй урок по изучению лирики Ахматовой охватывает произведения, написанные после Октябрьской революции; рекомендуются для изучения такие стихотворения, как "Вечером", "Мне голос. Занятие целесообразно провести в форме проблемной беседы. Сначала звучит сообщение ученика "Октябрь в жизни и творчестве поэтессы", затем следует определить, какие из стихов послеоктябрьского периода тематически близки ранней любовной лирике, которая рассматривалась на первом уроке, после чего учитель предлагает обратиться к стихотворениям "Рыбак" и "Смятение". Работа по их анализу организуется с помощью проблемных вопросов: - Какие истинно ахматовские мотивы вы можете отыскать в указанных стихотворениях? После завершения анализа учитель предлагает обратить внимание на любовную лирику послеоктябрьского периода в целом, определить, изменился ли ее характер, стала ли она глубже, какие новые мотивы наметились в любовной поэзии Ахматовой. Затем делается обобщение по теме. Завершил раннее творчество поэтессы сборник "Anno Domini", изданный в 1921 г. Позади осталась короткая, но бурная эпоха, полная противоречий и социальных потрясений, - время революции и гражданской войны, неизбежные расставания, потери и жертвы. Бури и накал событий отразились и в лирике Анны Ахматовой, в ее стихах явственно слышится воздействие времени, поэтесса жадно вглядывается в окружающий ее, рожденный революцией новый мир, пытается определить в нем свое место. Для первых послеоктябрьских стихов характерны полнота восприятия жизни, своеобразная открытость, исповедальная искренность. Поэтесса живет контрастами времени, которые отразились в таких ее стихах, как "Все расхищено, предано, продано. В любовных стихах поэтессы мы видим противоположность характеров лирических героев, их поединок, лирическое пространство полнится тяжелыми предчувствиями, беспокойством, тревогой, неуверенностью и сумятицей, в стихах нарастает чувство трагизма. Становятся более резкими переходы от чувства к чувству, появляются сочетания с противоположным значением: "гранитный город славы и беды", "черная нежная весть", "для безумных и светлых нас", "безмолвна песня, музыка нема" и т. Поэтесса чувствует потребность выйти за рамки непосредственно пережитого. Ахматова уже не в такой мере, как раньше, описывает фон, на котором разворачиваются происходящие события, меньше опирается на достоверность деталей. Ход авторской мысли углубляется, поэтесса с высокой степенью достоверности описывает жизнь человеческой души. Особое место в ее творчестве занимают отношения с эмиграцией, поэтому далее по ходу урока слушается сообщение "Ахматова и эмиграция", после чего анализируется стихотворение "Мне голос. Какое чувство преобладает - жалость или осуждение? Как известно, поэтесса не приняла Октябрьской революции, но не уехала в эмиграцию, разделив со своей Родиной ее судьбу. Жизнь Ахматовой после революции складывалась нелегко, о чем она написала в одном из своих стихотворений: Я не искала прибыли, Я славы не ждала. Я под крылом у гибели Все тридцать лет жила. Стихотворения "Мне голос. Они являются своеобразными поэтическими манифестами той части русской интеллигенции. Анна Ахматова, как и Александр Блок, была слишком привязана к родной земле, она считала позором покинуть ее в годину тяжелых испытаний. В стихотворении "Мне голос. Это предопределило выбор образно-лексических средств, использованных поэтессой: "звал утешно", "замкнула слух" и т. Использование возвышенно-строгих образов и библейских проповеднических интонаций сближает это произведение с классическими стихами русской литературы XIX. Далее ученики слушают сообщение "Поэтическое творчество Следующая тема беседы - лирика, посвященная проблемам поэтического творчества, призванию поэта в мире. Перед разбором выразительно прочитываются стихотворения "Муза" и "Творчество", сопоставляются и анализируются с помощью вопросов и заданий: - Как относится к своей Музе поэтесса? Какие строки говорят о роли творчества в ее жизни? Из чего оно складывается? Сопоставьте, как о том же самом писал В чем разность поэтического дара его и Ахматовой? Теперь стихи строятся как монологи, диалогичность и драматургичность отходят на второй план. Если дооктябрьская лирика отличалась своеобразной замкнутостью на собственном внутреннем мире, самоуглубленностью и сосредоточенностью, то теперь поэтесса выходит к окружающему миру, пытается разобраться в. В эти же годы начал создаваться цикл "Тайны ремесла" см. Дарвина "Стихи о стихах: цикл Ахматовой "Тайны ремес- стр. В этом цикле, продолжая одну из традиционных тем русской классической литературы, Анна Ахматова говорит о своем поэтическом призвании, своих исканиях и обретениях. Характерны сами названия стихов - "Муза" и "Творчество". Стихи о Музе поэтесса писала давно, еще до революции. Однако ее образ постепенно изменяется: то ода идет по осенней дороге "Муза ушла по дороге. В рассмотренном стихотворении "Муза" она названа "милой гостьей с дудочкой в руке". Но в конце 30-х гг. Ахматова начинает описывать и рассматривать сам процесс поэтического творчества. Образ поэта запечатлен в стихотворении "Художнику", в котором отразилась диалектика творчества, совместились его полюсы, сказано о вечности и нетленности истинного создания искусства. Эту же тему развивает стихотворение "Творчество". Чем богаче душа поэта, тем разностороннее его описаний бесконечного богатой "жизни человеческого духа". Но из всего этого поэт извлекает законченную тему - "один, все победивший звук". Ахматова стремится охватить и запечатлеть тот неуловимый миг, когда стих рождается из бесформенного клубка впечатлений и звуков, поэтому в стихотворении господствуют хаотичность, спутанность, многоликое изобилие образов. Во всем это видится некоторое несоответствие поэтического дара Ахматовой и Пушкина, который в стихотворении "Осень" тоже рассказал о рождении стиха. После обобщения учителя класс прослушивает сообщение "Личная драма поэтессы", а затем анализируется поэма "Реквием": - Как вы думаете, почему поэма начинается прозаическим предисловием? В чем двойной смысл этого выражения в поэтическом контексте " Реквиема"? Как подобное название увеличивало масштабы происходящего ужаса? Чем напоминает эта главка старинную русскую песню-плач? Какой видится Ахматовой ее прошлая жизнь? Почему эти обращения лишены того горестного пафоса, который характерен для начала поэмы? С кем она сравнила себя? Как эти строки углубляют тему материнского страдания? Обобщая работу класса, надо сказать о том, что "Реквием" дошел до читателей только в конце 80-х гг. Написана поэма преимущественно в 1935- 1940 гг. Открывается она прозаическим предисловием, которое напоминает газетную заметку и вводит нас в атмосферу той эпохи. Женщина из тюремной очереди просит Ахматову описать это, надеется на торжество справедливости. И поэтесса выполняет свой долг, пишет о подругах по несчастью и о себе самой. После "Посвящения" следует довольно значительное по объему и содержанию "Вступление", в котором возникают образы уходящих на каторгу или расстрел. Очень своеобразен Ленинград в "Реквиеме", он совсем не похож на поэтично- загадочный Петербург, воспетый в символической поэзии; это город, для характеристики которого использованы беспощадно выразительная метафора: И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. Личная тема "Реквиема" - арест сына и страдание матери - начинает звучать только после "Посвящения" и "Вступления". Свое личное горе Ахматова связывает со страданиями всех женщин России и потому говорит о "стрелецких женках", плачущих о погибших мужьях и сыновьях, о том, что жестокость и казни тянутся из прошлого в современность. Очень сильным по художественной выразительности мотивом; "Реквиема" является сопоставление собственной судьбы с судьбой Божьей Матери, на глазах которой распяли сына стихотворение "Распятие"Подобное сопоставление позволяет придать образу скорбящей матери поистине вселенский трагизм, не случайно большинство ученых- литературоведов считают "Распятие"; "идейно-философским центром всей поэмы. Можно считать "Реквием" своеобразным лирическим завещанием поэтессы, отражением великой трагедии, пережитой всем народом в годы сталинизма. После окончания работы на уроке учитель предлагает домашнее задание: - Подготовить три индивидуальных сообщения: "Война в судьбе и поэзии Анны Ахматовой", "Творчество поэтессы я первое послевоенное десятилетие" и "Конец творческого пути. Почему не уехала в эмиграцию? Продолжится работа на уроке сообщением "Война в судьбе и поэзии Ахматовой" и рассмотрением стихотворение "Мужество". Ничего не говоря о том, когда оно было написано, следует предложить ученикам самим определить время его создания, исходя из содержания, после чего следует провести более детальный анализ: - К чему призывает поэтесса своих соотечественников? После ответов на эти вопросы надо провести сопоставление стихотворения в прозе Тургенева "Русский язык" и "Мужества" Ахматовой: - Какое чувство объединяет оба произведения? Характеризуя военную тематику в поэзии Анны Ахматовой, следует сказать, что в 40-е гг. Это отнюдь не означает умаления лирических ценностей, просто Ахматова почувствовала настоятельную потребность быть со своим народом в часы тяжелейших испытаний. Первый отклик на начавшуюся Вторую мировую войну прозвучал' в цикле "В сороковом году". В первый месяц после начала Великой Отечественной войны было написано ее известное стихотворение "Клятва", а в феврале 1942 г. Его четкий ритм напоминает удары колокола, зовущего народ на битву с врагами. И рядом- с этим - великая вера в могучую силу русского слова, родного языка; заключительные строки как бы перекликаются с "Русским языком" С особенной силой и выразительностью звучит в лирике Анны Ахматовой тема блокадного Ленинграда. В стихотворении "А вы, мои друзья последнего призыва!. С чеканными строчками "Клятвы" и "Мужества" соседствуют проникновенные стихи, посвященные ленинградским детям: Щели в саду вырыты, Не горят огни. Питерские сироты, Детоньки мои! Под землей не дышится, Боль сверлит" висок, Сквозь бомбежку слышится Детский голосок. Все тяготы и лишения осажденного Ленинграда разделила Анна Ахматова, как делила все в судьбе своей Родины. Если учитель пожелает подробнее остановиться на патриотической теме - теме России в лирике поэтессы, он может воспользоваться для этого методическими рекомендациями, данными в работе Фомичевой "Серебряный" век русской поэзии. XI класс" Литература в школе. После этого звучит сообщение "Творчество поэтессы в первое послевоенное десятилетие", а дальше на уроке рассматривается последнее крупное произведение Анны Ахматовой - "Поэма без героя". Это одна из самых сложных ее поэм, построенная на чередовании прошлого и настоящего, на резкой смене событий, впечатлений лирической героини, отражающих бурные конфликты эпохи и социальные потрясения. Вот почему в произведении постоянно сталкиваются "век нынешний и век минувший", поэтесса вглядывается в прошлое и оценивает его сквозь призму настоящего. Все это затрудняет восприятие "Поэмы без героя" юными читателями, поэтому знакомство с ней следует провести в форме литературного монтажа из отдельных эпизодов каждой части произведения. После того, как прозвучит литературный монтаж, следует спросить учеников о том, какое впечатление оставила у них поэма, что было в ней непонятным, какие чувства и мысли поэтессы были им близки, какие поэтические строки поразили их сильнее. Затем необходимо дать комментарий к "Поэме без героя". Упомянутое произведение печаталось в разных сборниках начиная с 1944 г. С самого начала "Поэма без героя" задумывалась Анной Ахматовой как триптих, т. В течение четверти века она работала над нею, не прерывая стихотворчества до самой смерти, и потому окончательный "каноничес- стр. Но в 1963 г. Следует помнить также, что поэтесса, стремясь опубликовать "Поэму без героя", была вынуждена идти на цензурные уступки, и поэтому в разных редакциях имеются купюры и перед литературоведами и текстологами стоит задача составить комментированный свод всех редакций "Поэмы без героя". Это произведение - раздумья поэтессы о своей эпохе и своей судьбе, о прошлом и настоящем. Минувшее помогает Анне Ахматовой осмыслить настоящее. Поэтесса погружается в глубины воспоминаний, она как бы вновь возвращает к жизни явления, события и чувства, которые ушли в прошлое. Память для поэтессы - это непрерывная жизнь души, но часто воскреснувшее прошлое несет в себе и внутренний драматизм, сожаление о несбывшемся, о невосполнимых потерях, к которым сердце не может быть равнодушным. Восприятие окружающего мира у лирической героини поэмы в высшей степени субъективно, поэтому читатели становятся свидетелями пересечения разных пластов бытия и сознания, лирики и прозы, внутренних монологов и повествований, настоящего и вчерашнего, страничек лирического дневника и летописи века. На первом уроке уже говорилось о сходстве ахматовской лирики с драматургией. Комментируя начало поэмы, следует отметить, что ее первая часть построена как своеобразное сценическое действие, рисующее трагедию персонажей - юноши-корнета и Коломбины. К каждой части поэмы даются своеобразные авторские ремарки, предваряющие развитие лирического сюжета, она, как драма, разделяется на части- акты. Тяжелое, горестное и страшное время, пережитое Россией и ее народом, преобразилось в "Поэме без героя" в прекрасные поэтические строки. В этом - великая тайна подлинной поэзии, слово Ахматовой необычайно зримо, чеканно и образно, в немногих фразах поэтесса выражает самое заветное и сокровенное. Заканчивается урок последним ученическим сообщением об итогах жизни и творчества Анны Ахматовой и обобщением учителя о значении ее поэзии для последующего развития русской литературы. Можно также предложить ученикам высказать свои собственные суждения о ее лирике, о том, что нового открыли для себя юноши и девушки, читая стихи поэтессы, какие духовные и нравственные приобретения они сделали. Возможно также предложить и обобщающие вопросы по всей теме: - Какова главная тема ранней лирики поэтессы? Какой характер носит любовное чувство лирической героини? Как поэтесса устанавливает ассоциации между разными предметами и явлениями? Что придает драматичность их любви? Чем отличается герой-мужчина лирики Ахматовой от героини-женщины? Какие стихи посвятила она поэту? Какова тема поэмы "Реквием"? Что делает ее произведением эпическим и реалистическим? Какие разные лирические стили совмещаются в этом произведении? Заключительная часть урока может быть проведена и в форме викторины, рекомендации по организации которой содержатся в статье Ахматовой стихи учащиеся выбирают и готовят самостоятельно. Стихи о стихах: цикл Музыка "Поэмы без героя" Анны Ахматовой. Серебряный век русской поэзии. Ахматовой на уроках литературы. Дата обновления: 12 марта 2008. По ГОСТу РФ"Библиографическая ссылка" : Обновляемая база публикаций по вопросам литературы со свободным участием.

Официальный сайт электронной библиотеки
windservis.ru Карта сайта © 1999—2016 Электронаая библиотека